Главная Новости

Писатели и война. Когда десятки тысяч пошли с нами на футбол. Фрейде, иногда еще попадаешься

Опубликовано: 24.10.2023

Писатели и война. Когда десятки тысяч пошли с нами на футбол. Фрейде, иногда еще попадаешься

Раздел «Книжный квартет» — это субъективная подборка названий, опубликованных прямо сейчас, даже когда-то назад. Сборник – насколько это возможно – составлен таким образом, чтобы в нем были представлены как оригинальные, так и переводные произведения, как художественные, так и научно-популярные, как мейнстримовые, так и «маргинальные».

и мы будем регулярно доставлять вам самые интересные статьи и видео

Я хочу это!

Постоянное издание нобелевского лауреата Грасса.

Брненское издательство «Атлантида» в последние годы выпускало не так много изданий. По сути, у нее два авторства, или как это назвать – книги Милана Кундеры и Гюнтера Грасса (1927–2015). Лауреат Нобелевской премии Германии (с 1999 года) опубликовал тринадцать томов. Самым последним переводом является проза из 1979 годаSetkání v Telgte,, подзаголовок которой гласит:Povídka, но объем текста почти романтический. Действие Грасса происходит в 1647 году недалеко от Оснабрюка в Нижней Саксонии, незадолго до окончания Тридцатилетней войны. Поэт Симон Дах из Кенигсберга пригласил на встречу группу немецких писателей, чтобы обсудить условия и методы творчества, но в их разговоры вкрадывается тема войны. Эту встречу придумал Грасс, поэтому она вымышленная, но имена участвующих создателей реальны (в Википедии также можно найти список кто кем был, включая даты рождения и смерти). Своих «коллег» из эпохи барокко автор изобразил в богатых характеристиках, а западногерманское культурное сообщество признало в них отсылки к некоторым современникам Грасса.

А именно: Грасс, с его погружением в барочные реалии и события, поддерживая воскрешение барочным стилем повествования, не только продемонстрировал свое знание рассматриваемых исторических реалий, но и свое чувство иронии. Ровно через триста лет после того 1647 года группа литераторов встретилась в западной (американской) оккупационной зоне и основала «Группу 47», влиятельную и даже известную в свое время группу, к которой принадлежал и Грасс (помимо, например, еще одной более поздней лауреат Нобелевской премии Генрих Бёлль). АВстреча в Тельгте— это вольная, косвенная отсылка к встрече Группы 47 — ведь Грасс посвятил произведение литературному редактору Гансу Вернеру Рихтеру, стоявшему у истоков создания названная группа, распавшаяся в 1977 году. Гюнтер Грасс, художник по образованию, сопровождалВстречу в Тельгтесвоими собственными иллюстрациями.

Графический редактор книги Борис Мысливечек для создания обложки использовал рисунок Гюнтера Грасса, репродукция: Атлантида.

Гюнтер Грасс: Встреча в Тельгте

Обложка и иллюстрации Гюнтера Грасса. Перевод Иржи Стромшика. Atlantis, Брно, 2022 г., 152 страницы, рекомендуемая цена 330 крон.

Продолжать!

В разгар чемпионата мира по футболу в Катаре уместно упомянуть публикациюNa Football!историка Мартина Пельце (1980 г.р.), доцента Силезского университета в Опава. Автор сосредоточил свое исследование на футбольных зрителях и фанатах на чешских землях с момента появления этого вида спорта в нашей стране до немецкой оккупации в 1939 году. Таким образом, «Пельц» начинается в конце 19 века и событиях, приведших к Первой мировой войне.. В основе его творчества лежит бум фандома в Первой Чехословацкой республике. Историк пишет об отдельных клубах и их болельщиках, о том, какие социальные классы ходили на футбол, сколько стоили билеты, как были устроены трибуны, каковы были политические наклонности болельщиков клубов, как были представлены на трибунах женщины, как проявлялись националистические настроения. вылилось на стадионы. Поскольку даже у горожан не было столько возможностей для развлечения спортивных зрителей, как сегодня, концентрация на футболе была высокой: многочисленные исторические фотографии документируют полные трибуны и массовые собрания, посвященные этому виду спорта. Были и дилеры билетов, и их фальсификаторы. Наблюдается бум поездок вслед за своей командой на поле соперника, в том числе на зарубежные стадионы.

«В 1931 году, например, спартанские болельщики прибыли в Вену на более чем двухстах «больших автобусах» на третий, решающий матч 1-го тура СТЕП (Кубок Центральной Европы — прим. ред.) с «Ювентусом». Сообщается, что на большинстве транспортных средств были такие надписи, как «Fandové AC Sparta» или «С Моравским орлом на помощь Спарте», — пишет Мартин Пелц. Его текст насыщен информацией (впрочем, конспектирующая машина тоже занимала несколько десятков печатных страниц), но это не сухая работа. Помимо многочисленных черно-белых иллюстраций, дополняющих текст, издание содержит восьмистраничное цветное иллюстрированное приложение.

Графический редактор Томаш Дидуник использовал для обложки фотографию игроков футбольного клуба «Бирмингем», выходящих на матч против АФК «Вршовице-Богемианс» на стадионе «Даннер» 18 мая 1932 года, репродукция: NLN

Мартин Пелц: В футбол! Футбольные зрители и фанатская культура в Чехии до 1939 года.

NLN, Прага 2022, 384 страницы + 8 страниц цветных иллюстраций, рекомендуемая цена 469 крон.

Ты свободен, но один

Сначала несколько личных слов об этой книге. Вышел впервые в прошлом году, хотел купить, заколебался, пропал, распродан. Однако брненское издательство CDK подготовило переиздание к этой осени, так что издание снова доступно, поэтому я могу и хочу о нем писать. Из сочинений немецкого философа и писателя Рюдигера Шафранского (* 1945) ЦДК впервые выпустил биографиюГете: Художественное произведение жизни(в этом году переиздал ее в мягкой обложке). А в прошлом году последовала работаНицше. Биография его мысли; это недавно переизданный. В пятнадцати главах и в послесловии - в соответствии с названием - автор не представляет биографию с акцентом на событиях личной жизни главного героя, а подчеркивает его интеллектуальное развитие. В принципе, писатель следует хронологии, а в заключительной главе намечает сближение с Фридрихом Ницше таких личностей, как писатель Томас Манн или философы Ясперс, Хайдеггер или Фуко. В самом конце книги находится раздел «Хроника», представляющий собой относительно подробный календарь жизни и творчества Ницше.

Гете и Ницше — не единственные два гиганта немецкой культуры, которым Рюдигер Сафранский направил свои биографические знания; у него также есть портреты философов Шопенгауэра и Хайдеггера или писателей Шиллера, Э. Т. А. Гофмана или Гельдерлина. Но вернемся к Ницше и его мышлению. Не исключено добавить, что в прошлом году в Чехии (благодаря Каролине) вышла еще одна связанная с ним публикация, а именноНицше и порочный круг, автором которой является Французский философ, писатель и публицист Пьер Клоссовский (1905–2001). Оригинал появился в 1969 году и вызвал новую волну внимания к наследию Ницше в западном мире. Книга Шафранского является признанным произведением более традиционного биографического стиля, тогда как текст Клоссовского характеризуется как размышление на границе между филологией, философией и поэзией.

Книгу графически редактировал Зденек Гранат, репродукция: CDK.

Рюдигер Шафрански: Ницше. Биография его мышления

Перевод Павла Вани, профессиональное сотрудничество Веры Кубовой. Центр изучения демократии и культуры (CDK), Брно, 2022 г., 316 страниц, рекомендуемая цена 398 крон.

Зачем читать отцов-основателей сегодня

Собрание сочинений Зигмунда Фрейда (1856–1939), изданное пражским психоаналитическим издательством Й. Коцоурека (всего семнадцать томов), фактически является разобранным. А поскольку вышеупомянутый бренд больше ничего не производит, похоже, что в ближайшее время никто не будет последовательно издавать Фрейда на чешском языке. Есть еще отдельные названия, которые будут появляться здесь и там. Портал прибыл с одним таким. И это интересное произведение. Хотя упомянутый проект Кокурка был назван «сборником сочинений», текущий том, озаглавленныйЧеловек-Крыса и Человек-волк, содержит два тематических исследования, в то время как тематическое исследование Человека-Крысы, который был двадцатилетним -девятилетнего адвоката Эрнста Ланцера, дополнены обширные записи Фрейда, еще не переведенные на чешский язык и обнаруженные в поместье, которые основоположник психоанализа вел после каждого сеанса с клиентом, охваченным любовью и ненавидел своего отца и страдал компульсивным неврозом. «Человек-волк» — это тематическое исследование клиента, который боролся с психосексуальными проблемами, возникшими, как выяснилось, с детства; Этим Человеком-Волком был 20-летний Сергей Панкеев, член русской аристократической семьи.

В сегодняшнем обзоре на сервере Psyoanalyza психолог Томаш Пушкарик, работающий в санатории «Горни Палата Дэй» в Праге, среди прочего написал: «Возникает вопрос, зачем сегодня читать тематические исследования, которым уже более 100 лет. Ответ, который наиболее очевиден, заключается в том, что у нас есть возможность увидеть Фрейда за работой. Не только теоретическое, что немаловажно в обоих случаях, но и практическое». И Пушкарик закончил свой текст так: «Человек-КрысаиЧеловек-Волкдополняют друг друга. Первый текст предлагает понимание техники и краткое изложение теории, которая затем углубляется и развивается во втором тексте. Несмотря на то, что обоим тематическим исследованиям уже более 100 лет, они касаются психологических механизмов, которые также работают у современного человека. Это образ, указывающий на вневременность бессознательного».

При оформлении обложки Катерина Тврда использовала изображение Сергея Константиновича Панкеева, репродукция: Portal

Зигмунд Фрейд: Человек-Крыса и Человек-Волк. Известные клинические случаи

Перевод Милоша Копала и Петра Бабки, комментарии Давида Голуба. Портал, Прага 2022, 296 крон, рекомендованная цена 449 крон.

rss