Анализ урока | примеры схем ⊕

  1. ориентировочные схемы
  2. Зачем нужен анализ урока
  3. Анализ урока - это часть внутришкольного контроля
  4. Цель посещения уроков
  5. Подготовка к посещению уроков
  6. Типичные ошибки посещение уроков
  7. ориентировочные схемы
  8. 8 ключевых умений учителя
  9. 7 условиях доминирования субъектности ученика
  10. На что обратить внимание при анализе
  11. Карта-схема посещения урока

Как подготовиться к посещению урока? По каким критериям оценивать работу учителя и как оформлять результаты наблюдений? Какие схемы анализа уроков применять?

ориентировочные схемы

Урок - это не только творческая мастерская учителя, но и лаборатория руководителя.

После анализа посещенного урока рождаются новые идеи и замыслы по улучшению образовательного процесса.

Урок - загадка, учитель - загадник, а человек, разбирает урок, кем бы она ни была, должна быть розгадником.
Симон Соловейчик

Зачем нужен анализ урока

Посещать и анализировать уроки нужно, чтобы:

  • объективно оценивать состояние и результативность учебно-воспитательной работы заведения
  • подводить итоги работы за определенный период
  • прогнозировать недостатки в организации учебно-воспитательной работы с учащимися на уроке
  • ликвидировать имеющиеся недостатки и повышать эффективность образовательного процесса в целом
  • определять резервы повышения результативности урока
  • регулировать и корректировать содержание и ход учебного процесса
  • намечать пути повышения уровня знаний и оптимизации развития учащихся
  • оказывать помощь педагогам по повышению уровня педагогической культуры, профессионального роста
  • составлять и корректировать планы развития школы
  • определять эффективность внутришкольного управления.

Примите во внимание!

Василий Сухомлинский считал, что только на уроке можно составить представление о том:

  • как складываются взаимоотношения учителя с учениками
  • насколько глубоко учитель знает свой предмет
  • как он мотивирует познавательную деятельность учащихся
  • кто он - исключительно источник или организатор процесса обучения
  • обеспечивает себя формирование у учащихся прочных знаний, умений и навыков
  • умеет ли он использовать процесс усвоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания

Анализ урока - это часть внутришкольного контроля

За период своей профессиональной деятельности учитель проводит около 25 000 уроков. Каждый ученик за 2 года обучения посещает около 10 000 уроков. Всего в образовательном процессе на уроки приходится 98% учебного времени.

И для ученика, и для учителя урок является основным видом деятельности в школе, и все важное и интересное происходит именно на нем. Если администрация школы не изучает качество проведения уроков, посещая их время от времени, то все остальные дела, касающиеся образовательного процесса, теряют смысл.

Чтобы сделать обучение детей действительно развивающим и интересным, заместитель директора школы имеет глубоко изучать систему уроков каждого учителя, определять сильные и слабые стороны и использовать эти знания для дальнейшего совершенствования образовательного процесса.

Контроль является одним из главных каналов сбора внутришкольной информации . Для осуществления контроля лучше использовать методы:

  • наблюдения
  • беседа
  • анкетирования
  • интервью
  • проведение контрольных работ
  • устная проверка знаний учащихся и тому подобное.

Но сам контроль ничего не стоит без анализа. Только на уроке можно определить мастерство учителя, его профессиональный уровень. Собранную с помощью контроля информацию заместитель директора школы должен проанализировать.

Педагогический анализ предполагает:

  • изучение нынешнего состояния и тенденций развития образовательного процесса
  • объективное оценивание его результатов
  • выработка на этой основе рекомендаций по улучшению качества образования.

Поэтому анализ урока должно быть комплексным и охватывать все эти составляющие.

Цель посещения уроков

Заместитель директора школы, который готовится посетить урок для осуществления анализа, должен четко определить цель.

Цель посещения уроков заместителем директора школы - изучение:

  • состояния реализации
  • дидактических принципов обучения
  • межпредметных связей
  • эффективности применения
  • методов обучения
  • информационно-коммуникативных технологий
  • дидактических материалов при изучении новой темы
  • приемов и методов
  • применение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения
  • формирование у учащихся положительного отношения к учению
  • стимулирование активной учебной работы учеников
  • эффективности самостоятельной работы учащихся на уроке
  • целесообразности структуры урока, которую выбрал учитель
  • соответствия форм, методов и дидактических задач структуре урока
  • работы учителя

Посещение уроков для заместителя директора школы не должно самоцелью. Главное - сделать выводы и учитывая их подготовить конкретные предложения, которые помогут учителю в будущей работе.

Подготовка к посещению уроков

О своем намерении посетить тот или иной урок заместитель директора школы должен предупредить учителя. С этой целью в начале семестра или учебного года на основе раздела «Внутришкольный контроль» годового плана работы учреждения завуч готовит план-график посещения уроков.

Накануне посещения урока, заместитель директора школы просматривает:

  • инструктивно-методические материалы по преподаванию предмета
  • учебную программу
  • календарное планирование педагога.

После этого проводит собеседование с учителем по теме урока, знакомится с планом предыдущего урока и материалом учебника.

⇒ Что касается изучения учебных предметов и организации образовательного процесса

Также заместитель директора школы заранее разрабатывает схему анализа урока.

Типичные ошибки посещение уроков

  • бессистемность
  • посещение уроков имеет нерегулярный, эпизодический характер
  • отклонение от цели - анализ урока не соответствует цели посещения (или вообще это посещение без конкретной цели)
  • неподготовленность
  • заместитель директора не выучил заранее программу по предмету, материал к уроку в учебнике и т.д.
  • неполный анализ
  • рассмотрение лишь некоторых аспектов урока
  • размытость выводов
  • выводы по результатам посещения неконкретны, имеют общий декларативный характер, не отражают основного - результативности урока
  • непрактичность рекомендаций
  • рекомендации общие, случайные, неадресные, их невозможно использовать для дальнейшего планирования и организации методической работы с педагогами, совершенствование всей системы учебно-воспитательной работы
  • использование единого шаблона для анализа
  • одна-единственная схема анализа уроков, которым постоянно пользуется заместитель директора школы, может не соответствовать особенностям некоторых предметов, типа урока или в форме его проведения

Схемы анализа урока

Единой схемы анализа урока пока нет. Все зависит от таких факторов, как:

  • цель посещения урока
  • качество проведенной подготовительной работы
  • глубина исследования.

ориентировочные схемы

Ключевые умения учителя - объект анализа

Задача заместителя директора школы - не делать замечания, а отмечать все детали урока - как удачные, так и не очень.

Доктор педагогических наук Юрий Конаржевський определил ключевые умения педагога, на которых целесообразно обращать внимание при анализе урока.

Примите во внимание!

8 ключевых умений учителя

  1. проводить через все уроки, воплощать во все звенья обучения по предмету:
  • главную идею исследуемого материала
  • главные правила
  • определения и выводы
  1. подбирать методы работы на каждом уроке соответствии с его целями:
  • дидактических
  • воспитательных
  1. правильно подавать ученикам новый материал и закреплять его с помощью:
  • постановки устных вопросов
  • проведения упражнений
  1. формировать знания во время работы и правильно их оценивать
  2. проводить итоговое опроса - урок проверки и оценки знаний и умений
  3. использовать опросы для углубления знаний
  4. соблюдать заранее определенного плана и менять его, если этого требуют обстоятельства
  5. соблюдать на всех уроках единых требований по организации урока

Критерии анализа урока

Ученый-педагог Александра Савченко утверждает, что доминирование субъектности ученика является основной характеристикой качества урока. Ученый в своей книге «Дидактика начального образования» определяет основные условия для этого:

Примите во внимание!

7 условиях доминирования субъектности ученика

  • приоритетность мотивационного обеспечения учебного процесса на уроке
  • разнообразие источников информации и средств обучения по подготовке и проведению урока
  • технологичность обучения как инструмент субъектности и полисубьектности современного урока
  • обеспечение деятельностного компонента урока различными видами учебной взаимодействия
  • применения интегрированных уроков
  • сосредоточение внимания в контрольно-оценочной составляющей урока личную ответственность ученика за качество своей работы
  • благоприятное психодидактичне, гигиеническое среду урока.

Заместитель директора школы анализирует, насколько успешно выполняет эти условия учитель, и записывает результаты своих наблюдений.

Бланк анализа урока

На что обратить внимание при анализе

Можно выделить наиболее распространенные недостатки организации и проведения уроков:

недостатки в структуре

недостатки психологического сопровождения

  • несоответствие плана типичные урока
  • несоблюдение соотношения между этапами урока
  • несоответствие хода урока его целям и задачам
  • ошибочный выбор приемов и методов работы на уроке
  • преобладание учебных задач репродуктивного характера
  • дублирования упражнений и заданий на разных этапах урока
  • отсутствие дифференцированного и индивидуального подходов
  • отсутствие оперативной проверки уровня усвоения материала учащимися
  • дублирования опыта другого педагога без учета особенностей конкретного класса
  • использование чужого плана урока без внесения поправок в соответствии с особенностями класса
  • несогласованность задач и упражнений по целями и задачами урока
  • авторитарный стиль поведения учителя
  • отсутствие мотивации и интереса учащихся темой урока
  • пассивность большинства учащихся
  • острая реакция учителя на любые отклонения в поведении учеников
  • «Заигрывания» с учениками, попытки всем понравиться
  • неумение учителя подобрать правильный тон в общении
  • угрозы, грубые замечания как основные рычаги воздействия на учащихся

До посещения любого урока заместитель директора школы должен тщательно подготовиться:

  • определить конкретную цель анализа
  • ознакомиться со всеми необходимыми методическими материалами
  • провести беседу с учителем.

Карта-схема посещения урока

(на что обратить внимание)

Во время урока следует быть внимательным: замечать как недостатки, так и удачные решения в деятельности педагога и записывать их для дальнейшего анализа.

На основе собранной информации заместитель готовит рекомендации, которые помогут:

  • улучшить работу учителя
  • повысить качество образовательного процесса в учреждении в целом.

По материалам Оксаны Сахно,
заведующего Путивльского РМК отдела образования, Сумская обл.

По каким критериям оценивать работу учителя и как оформлять результаты наблюдений?
Какие схемы анализа уроков применять?